#

Чем застой по-казахстански отличается от застоя развитых стран

Примерно с такой же проблемой сегодня столкнулись так называемые развитые, или богатые, страны. При высоком уровне доходов населения и качества жизни развитие в них очень сильно замедлилось: как бы достигнут определенный потолок, выше которого не прыгнешь. Но при этом есть груз накопленных проблем, которые не очень-то решаются. Не потому, что их не хотят решить, а потому что нет понимания, как это делать. К таким проблемам, например, можно отнести растущий разрыв между бедными и богатыми, миграцию из стран третьего мира, расизм и ксенофобию.


Во что выльется в конечном итоге застой в развитых странах, предсказать сложно. Для СССР эпоха застоя закончилась распадом страны. Но между советским застоем и условно «западным» есть большая разница. В СССР наличие проблем, во всяком случае до перестройки, не признавалось и способы их решения в общественном пространстве не обсуждались. В развитых странах эти проблемы озвучиваются и обсуждаются открыто. Это дает некоторую надежду, что решение в конце концов будет найдено.Недовольство тем, что эти проблемы не решаются, растет, и очки набирают популисты, обещающие простые и всем понятные решения, которые на самом деле ошибочны.

Проблема застоя касается и нашей страны, все его признаки налицо: экономический рост замедлился, качество жизни населения растет очень медленно. Наш застой принципиально отличается от советского: сегодня в Казахстане, как бы там ни было, сложилась рыночная экономика, в то время как в СССР была плановая. Если не предпринимать специальных усилий, нам не грозит коллапс финансовой системы, который случился в Советском Союзе. Более того, в общественном пространстве идет довольно оживленная дискуссия по проблемам, связанным с наступившей эпохой.

Правда, власть не признает, что застой наступил, но говорит о риске того, что он придет. Это все равно лучшая позиция, чем была у советского руководства до Горбачева. С другой стороны, пусть на вербальном уровне, но власть все время пытается апеллировать к советским смыслам, воспроизводит риторику времен СССР, что создает впечатление того, что наш застой сродни советскому.

Застой по-казахстански отличается и от застоя развитых стран – элементарно потому, что мы от них отстаем и по доходам населения, и по качеству жизни, и по уровню технологического развития. Исходя из этого, создание системы стимулов для роста качества жизни может придать развитию Казахстана достаточно мощный импульс.

Однако выяснилось, что эта задача решается совсем не просто. Например, рост реальных зарплат требует высокого спроса на рабочую силу. Спрос, конечно, есть, но он недостаточно высок, чтобы привести к взрывному росту зарплат. Требуется устранить влияние дефектов рынка или хотя бы ослабить его. Но этим никто не спешит заниматься, потому что это требует серьезных системных изменений в общественном устройстве – а кто же на это пойдет?

Или взять качество здравоохранения и образования. Всем очевидно, что никакого прогресса в этих сферах нет. Программы есть, требования с высоких трибун есть, а прогресса нет.

Застой – это отсутствие перспектив развития. Горбачев в свое время предложил ложную перспективу – «социализм с человеческим лицом». Страна ее не приняла и развалилась. Развитые страны делают ставку на равные возможности и права для всех. Такая перспектива не устраивает архаичную часть общества, доля которой довольна высока. Пока неясно, чем все закончится. У нас же не предлагают никаких перспектив. И это очень плохо.